ВЕРНОСТЬ КНИГЕ (о директоре ЦНБ АН Туркменистана Язбердыеве Алмазе Бердыевиче)

Поділитися: 

Если бы существовал специальный знак отличия «За любовь к Книге», то этой награды, несомненно, был бы удостоен заслуженный деятель культуры Туркменистана, доктор исторических наук, профессор Алмаз Бердыевич Язбердыев. В его трудовой книжке всего несколько записей; одна — о приёме на работу, остальные о продвижении по служебной лестнице. Местонахождение же самой «лестницы» неизменно — Центральная научная библиотека Высшего совета по науке и технике при Президенте Туркменистана. Недавно научная и культурная общественность столицы отметила 70-летний юбилей бессменного руководителя ЦНБ, крупного учёного-книговеда, библиотековеда и библиографа не только нашей страны, но и Центральноазиатского региона.

Без малого полвека отдал Алмаз Бердыевич служению библиотечному делу, являя редкий пример беззаветной преданности книгам. С чего же началось его увлечение книжным делом? C книжной выставки, которую увидел семнадцатилетний выпускник ташаузской средней школы Алмаз Язбердыев, приехавший в Ашхабад в поисках призвания. Выставка была открыта в чудом сохранившемся здании Ашхабадского культпросветтехникума, выстоявшего во время разрушительного землетрясения 1948 года, и сразу привлекла внимание юноши. Чем? Да разве объяснишь, как притягателен может быть запах типографской краски, как манит к себе красочная обложка, как оживает перед тобой то, что поведала книга? Алмаз, не раздумывая, подал документы. Техникум он закончил с отличием. В том же году в Туркменском государственном университете открылся новый факультет — библиотековедения. Алмаз Язбердыев уже сдал вступительные экзамены, но тут ему сделали заманчивое предложение, от которого трудно было отказаться — продолжить образование в Московском государственном библиотечном институте (ныне Институте культуры). Осенью 1959 года Алмаз Язбердыев вошёл в студенческую аудиторию московского вуза.

Годы учёбы были наполнены не только стремлением к накоплению знаний, но и первыми попытками самостоятельной научной работы. Когда ему было мало читального зала своего института, поиски искомого материала приводили его в крупнейшее книгохранилище России — Государственную библиотеку. После окончания вуза, он вернулся в Ашхабад, где ему предложили работу в Центральной научной библиотеке АН Туркменистана. Отныне с этой библиотекой будет связана вся его дальнейшая жизнь. В 1973 году Алмаз Язбердыев возглавил ЦНБ и вот уже 36 лет является её бессменным руководителем.

С самого начала темой его научных изысканий явилась Книга, ставшая смыслом его жизни. Используя фонды своей библиотеки, материалы Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР), архива Всесоюзной книжной палаты, Государственных архивов Туркменистана и Узбекистана, другие источники, он занялся глубоким изучением становления и развития книжного и книгопечатного дела в Средней Азии, в Парфянском и Сасанидском государствах... Названия книг, вышедших из-под пера учёного, говорят сами за себя: «Туркменская книга на арабской графике», «Восточное книгоиздательство и старопечатные туркменские книги», «Издательское дело в дореволюционном Туркменистане», «Книжное дело в древней Средней Азии: доисламский период».

К большинству научных поисков профессора Язбердыева вполне приложимо слово «впервые». Впервые он скрупулёзно исследовал комплекс проблем истории возникновения и развития книжного дела в Средней Азии и Иране в древности и в раннем средневековье; впервые на основе документальных данных им было определено время появления первой среднеазиатской книги; впервые разработана история туркменской старопечатной книги 19-начала 20 веков. Автор ввёл в научный оборот большое количество никем ранее не использованных архивных документов.

Несколько лет назад Алмаз Язбердыев написал специальную работу, которую посвятил изучению истории письменной фиксации священной книги Авесты по сообщениям греческих, византийских, зороастрийских, сирийских и арабских и иных источников. Вслед за этим он выпустил на туркменском языке полный перевод единственной сохранившейся из 22 книг Авесты −19-ю книгу «Видеват».

Можно с полным основанием сказать, что Алмаз Язбердыев основал и успешно развивает книговедческую науку в Туркменистане. Труды туркменского учёного давно перешагнули границы Туркменистана и публикуются за пределами страны. Его статьи и книги выходят в Англии, Италии, Турции, Иране, Пакистане. Давние (еще со времён студенчества) дружеские и деловые отношения связывают его с российскими учёными и работниками издательств. Так, по заказу авторитетнейшего российского журнала «Библиография» Алмаз Язбердыев написал свыше сорока статей, а недавно в престижном издании «Книга» вышла его обстоятельная статья о библиотеках Куняургенча. Цикл статей Алмаз Язбердыев посвятил деятельности столь любимым им профессиональным туркменским книгоиздателям конца 19-начала 20 веков Атаджану Абдал оглы Ниязи, Мирзахиду Мирсыддык оглы, Абдурахману Нурмухаммет оглы Ниязи, Гурбанберды Ходжагельды оглы Гургени и другим. С огромным уважением и теплотой им написана статья о выдающемся учёном, академике Василии Владимировиче Бартольде, который в течение почти сорока лет покровительствовал Туркестанской государственной библиотеке и приложивший в своё время немало усилий для того, чтобы редчайшие книги из Средней Азии не уплывали за рубеж. Труды этого энциклопедиста-историка до сих пор являются для туркменского учёного настольными книгами.

Проходят годы, но не ослабевает его творческий запал. Закончив очередную книгу, он тут же берётся за новый труд, а иногда «в производстве» находятся сразу несколько книг. Недавно Алмаз Язбердыев завершил работу над книгой, посвященной системам научных учреждений и библиотек Туркменистана с древних времён до монгольского нашествия. В ней рассказывается об эпохе, в которую жили выдающиеся туркменские правители Тогрул-бег, Алп Арслан, Мялик-шах, туркменские правители Хорезмийского государства. Благодаря их стараниям на Востоке возникли десятки библиотек, в том числе и уникальные, знаменитые на весь исламский мир библиотеки Мерва и Куняургенча. Они внесли огромный вклад в развитие мусульманской науки и культуры.

За почти полвека своей научной деятельности Алмаз Бердыевич Язбердыев опубликовал 15 книг и свыше 400 научных статей. Учёный, несмотря на свой почтенный возраст, полон сил и энергии. Более двух десятилетий он преподает в Туркменском госудаpcтвенном институте культуры им же разработанный предмет «История туркменской книги». Много лет Алмаз Бердыевич следует неизменному принципу: никаких выходных. «Жизнь не так длинна, а успеть сделать нужно много», — говорит учёный. На очереди работа над новой книгой.

Владимир ЗАРЕМБО

Язбердиев, Алмаз Бердиевич
  Избранные статьи : в 10 т. / А. Б. Язбердиев ; АН Туркменистана, ЦНБ. - Ашхабад : ЦНБ, 2012 - . - 23 см.
  Т.3 : История библиотек Туркменистана, Средней Азии и Ближнего Востока( с УП в.до настоящего времени). - 2012. - 314 с. : ил. - Указатели: с. 277-291. - (в пер.) : 15