Директор Центральной научной библиотеки: «Картина привычной библиотеки с запахом мастики и шепотом посетителей давно изменилась»

Поділитися: 

Директор ЦНБ Национальной Академии Наук Азербайджана Лейла ИмановаДиректор Центральной научной библиотеки (ЦНБ) Национальной Академии Наук Азербайджана, доктор философии по медицинским наукам Лейла Иманова и группа сотрудников библиотеки на днях вернулись из поездки в Соединенное Королевство.

Как сообщили в пресс-службе ЦНБ, целью поездки было изучение опыта соответствующих системе библиотеки аналогичных служб, знакомство с их положительными и отрицательными особенностями, в том числе изучение путей целесообразного решения проблем, возникающих в процессе обеспечения нужд библиотек в информационно-коммуникационной сфере. Мы попросили Лейлу Иманову поделиться с читателями нашей газеты результатами поездки.

— Лейла ханум, вы недавно вернулись из поездки в Соединенное Королевство и ознакомились с зарубежным опытом организации библиотечного дела. Что особенно вам запомнилось? Какую именно практику хотели бы внедрить в вашей библиотеке?

— Сегодня удивить нашего человека сверхмощной техникой и программами очень сложно — Азербайджан предоставляет все возможности для совершенствования технологий и услуг, и даже экспортирует их. И на фоне достаточно спокойного и сдержанного отношения к продвинутым технологиям  нас больше привлекло то, что современная библиотека в состоянии создать и диктовать правила института открытых ресурсов, института открытой информации, что библиотека может трансформироваться в национальный центр информационных услуг, включая, конечно, библиографические услуги тоже. Стратегия открытой информации приводит к росту числа инноваций и экономического развития.

Средства, не полученные держателем информации сегодня, завтра с легкостью возвращаются в другой экономически эффективной форме в госбюджет. Библиотека должна продемонстрировать открытость государству и обществу, оправдать бюджет, выделенный на нее и частично сформированный из средств налогоплательщиков. И это относится не только к библиотекам, но и к музеям.

Из увиденного хотелось бы применить тактику двухуровневого размещения ресурсов (печатных и электронных) в разных городах страны.  Представьте себе, что Британская Библиотека хранит часть менее востребованных книг не в Лондоне, а Йорке. И каждый день, из Йорка в Лондон отправляется минивэн с восемью тысячами книг — это количество маловостребованных книг. Это позволяет постоянно увеличивать размеры основного книгохранилища, легко налаживать новые технологии, что очень сложно делать в Лондонском представительстве библиотеки.

— Стоял ли на повестке дня вопрос о приобретении какого-либо нового оборудования?

— Среди вопросов, которые предварительно были озвучены нами для составления графика встреч, стоял также вопрос об ознакомлении с оборудованием, как инструментом реализации поставленных нами программных задач. Частично эту задачу мы выполнили. А закупка — это уже прерогатива других структурных единиц нашего учреждения.

читальний зал

— В ходе поездки вы достигли соглашения со своими британскими коллегами о приобретении информации из их библиотеки на платной основе. О какой именно информации идет речь?

— Речь идет об информации для  стратегически важного проекта — Национальной цифровой памяти (Milli Rəqəmsal Yaddaş). Задача проекта — собрать воедино  всю информацию об Азербайджане и азербайджанцах, систематизировать и оцифровать эту информацию, сделать ее доступной для интернет-исследователей за рубежом в Азербайджане, обеспечить сохранность и доступность этой информации.

В списки источников информации включены институты и учреждения НАНА, законодательные и исполнительные структуры, вузы, государственные фонды, архивы, музеи и библиотеки, медиа-структуры, частные галереи, архивы, коллекции в Азербайджане и за рубежом. Необходимость проекта продиктована тем, что сегодня против Азербайджана ведется иногда открытая, а иногда хорошо прикрытая масштабная, основательно профинансированная информационная война, противостоять которой даже научно обоснованными, элитарно написанными работами, регулярно проводимыми мероприятиями очень сложно.

Ответные шаги требуют такую же масштабность, координацию, постоянство и доступность. Мы предполагаем, что к концу первого этапа проекта огромный цифровой архив, включающий в себя рукописи, фотографии, картины, книги, веб-страницы, фильмы, карты, будет иметь постоянно обновляемую и охраняемую резервную копию на отдаленном сервере. Вот для этого проекта и обсуждались возможности оцифровки и передачи нам материалов, находящихся в хранилищах Британской Библиотеки.

зустріч

— Будет ли и в будущем продолжена практика знакомства с зарубежным опытом организации библиотечного дела? Если да, то визит в какую страну предусмотрен в следующий раз?

— Однозначно — да. Планируется визит в Японию и Германию — страны, где новейшие библиотечные программы, даже не апробированные в других странах,  уже прошли испытания и неоднократно обновлялись и совершенствовались.

— Получил нужную книгу, уселся в зале и читаешь. Таково в целом мнение в обществе о библиотеках. Какие новые продукты и инструменты библиотечного дела доступны в вашем учреждении?

— Конечно же, картина привычной библиотеки с запахом мастики, старой мебели, еле слышным скрипом паркета и осторожным шепотом посетителей давно изменилась. Библиотека превратилась сегодня в центр социальной жизни общества, со множеством разноформатных мероприятий, встреч, обсуждений, работники которых — специалисты со знаниями современных библиотечно-информационных технологий, применимых практически в любой сфере знаний и практики.

Конкретно в Центральной научной библиотеке НАНА сразу же при входе вашему пользованию предоставляется информационный киоск с выходом в Интернет, на мониторе которого высвечивается информация о библиотеке, об истории ее создания, о предоставляемых услугах,  различных форматах предоставляемой информации, путеводитель по этажам и т.д. В следующем киоске вы можете, имея документ, удостоверяющий личность, получить читательский билет.

Кстати, первая читательская карточка Центральной библиотеки НАНА была вручена  Президенту Азербайджана господину Ильхаму Алиеву. Равные услуги предоставлены посетителям на инвалидной коляске, посредством еще одного информационного киоска и камеры, установленных чуть поодаль. У нас имеется читальный зал для людей с ограниченными возможностями зрения. Автоматическая система регистрации, читательский билет, специальные электронные чипы, прикрепленные к книгам, автоматическая читательская система регистрации получения и сдачи книг помогают анализировать миграцию читателей и показатели по поиску информации и книг для построения в будущем работы библиотеки с ориентацией на потребности читателей.

Читателям предоставляется возможность пользования стационарными и мобильными компьютерами и электронными приложениями.

Режим RFID — идентификации в радиочастотном спектре электромагнитного излучения — помогает организации всего пространства и ресурсов библиотеки, облегчает поиск книг и систематизацию.

хол

— Сколько человек посещает в среднем библиотеку НАНА?

— Согласно последнему отчету, за 2014 год библиотечные услуги  предоставлены сорока тысячам читателям.

— Поясню вопрос… Насколько мне известно, академия построила новое здание библиотеки. Стала ли от этого она более посещаемой? Какие новые услуги предоставляются здесь студентам? И, кстати, возглавляемую вами библиотеку может посетить любой желающий или только сотрудники НАНА и люди, имеющие отношение к науке?

— Может, нам надо было начать именно с этого вопроса — новое здание библиотеки сдано в эксплуатацию, но здание еще не начало функционировать как библиотека.

На сегодняшний день основная часть сотрудников библиотеки мобилизована на переезд из основного здания НАНА в новое современное здание. Каждой книге придается новый инвентарный номер и каждая книга, получив электронный защитно-информационный чип, вносится в единый список «жителей» нового здания. Только после этого книги перевозятся в новое здание. Параллельно этой работе команда по разработке и внедрению высоких технологий работает над единой интегративной системой управления библиотекой, которая включит в себя управление кадрами, документацией, финансами, перепиской, книгами и другим инвентарем.

зовнішній вигляд будівлі

Все это делается для того, чтобы в будущем расширить список предоставляемых услуг, увеличить круг читателей библиотеки, включая студентов, специалистов и просто посетителей, желающих поработать в современной научной библиотеке. И я уверена, что Центральная научная библиотека НАНА станет более посещаемой и скажет свое качественно новое слово в информационной сфере страны.

Рауф НАСИРОВ